Начальное профессиональное образование продолжает свое развитие

 

Ежечасно соприкасаясь с природой и сельскохозяйственным производством, сельская школа обладает широкими возможностями для формирования общетрудовых и начальных профессиональных умений и навыков.

Школьная учебная и материально-техническая и база по трудовому обучению представлена: оборудованными столярными и слесарными мастерскими, кабинетом основ безопасности движения и правил дорожного движения, компьютерным классом, кабинетами профессиональной подготовки по специальности «Тракторист-машинист и водитель автотранспортных средств», набором сельскохозяйственной техники.

С начала 90-х годов одной из главных задач внутришкольных преобразований в системе образования страны стала  задача изменения ключевых отношений в структуре учебно-воспитательного процесса. Традиционная схема: «стандарт образования (учебные программы) – обучающий – обучаемый» должна была уступить место схеме: «обучающийся – обучающий – содержание образования».

Главное отличие второй схемы состоит в том, что отправной точкой ее построения становится личность учащегося, развитие которой решающим образом обуславливает деятельность обучающего и содержание образования.

Переориентация культурно-образовательного пространства Новошимкусской средней общеобразовательной школы Яльчикского района на эту модель началась в 1995/96 учебном году. Уже на этапе теоретического осмысления перспектив развития школы педагогическим коллективом были выработаны принципы, позволяющие предохранить ее от «инновационной лихорадки» и сохранить лучшие достижения и традиции, сложившиеся к этому времени.

Одним из таких достижений, определяющих «лицо» школы, являлся достаточно высокий уровень ориентации учебно-воспитательного процесса на профориентационную работу и трудовое обучение учащихся.

Ситуационный анализ образовательной среды республики показывал, что большинство школ перестраивают свою работу, ориентируясь на создание наиболее благоприятных условий для детей, имеющих успехи в обучении, то есть на детей с достаточно высоким уровнем интеллектуального потенциала.

Не вызывало сомнений, что для таких детей должны быть созданы условия их дальнейшего развития. Но политика добровольно – принудительного завершения школьного образования после 9-го класса, которая была санкционирована Законом Российской Федерации «Об образовании» и, следовательно, использована многими учебными заведениями, для педагогического коллектива школы была принципиально неприемлема.

На диагностическом этапе опытно-экспериментальной работы были разработаны (сформулированы) основные идеи, которые легли в основу определения приемлемой для большинства педагогического коллектива, родителей и детей стратегии развития школы.

Основными направлениями трансформации школы в целях приведения ее организационной структуры и содержания образования в соответствие с изменившимися (меняющимися) условиями внешней среды и сохранения наиболее  существенных результатов работы педагогического коллектива в предшествующие годы были определены:

1.        Дифференциация учебно-воспитательного пространства школы в соответствие с потребностями детей и их родителей, экономики и социальной сферы региона, СПТУ, ССУЗ, ВУЗов.

2.        Дальнейшее совершенствование трудового воспитания,  профориентационной работы и трудового обучения с последующим переходом на уровень начального профессионально-технического образования (создание в структуре школы ПТУ).

3.        Деятельностная экологизация учебно-воспитательного процесса.

4.        Гуманитаризация учебно-воспитательного процесса посредством усиления историко-культурного образования и краеведческой работы.

И в начале 1996/1997 уч.года здесь, в единственной школе района, были открыты классы по подготовке специалистов, которые сразу же после окончания школы могут работать в сельскохозяйственном производстве. Это учащиеся технологического профиля. Они наряду с изучением общеобразовательных предметов получают начальное профессиональное образование тракториста-машиниста категории  ВСЕF, водителя категории АВС. Занятия проводят квалифицированные педагоги Ефимов Изосим Андреевич, Курчин Владимир Николаевич, мастера производственного обучения Светопольский Владимир Николаевич, Корнилов Герасим Васильевич, Мартышкин Алексей Герасимович.

 Одной из основных проблем школы на начальном этапе являлась проблема несоответствия материально-технической базы и проектируемой перспективой создания на этой базе технической школы (ПТУ).

В результате совместных усилий администрации школы, всего педагогического коллектива, учеников и родителей, помощи предприятий и организаций района база была создана.

Сегодня она в себя включает:

 Двигатель и трансмиссия автомобиля ГАЗ -53А

Двигатель и трансмиссия автомобиля ЗИЛ-130

Двигатель и трансмиссия автомобиля «Москвич-2140»

Двигатель ЗИЛ-130

Двигатель Д-245

Двигатель ЗМЗ-53

Разрез двигателя ЗМЗ-53

Разрез двигателя ЗИЛ—130

Разрез двигателя «Москвич-2140»

Разрез главной муфты сцепления и КПП ГАЗ-53А

Разрез главной муфты сцепления и КПП ЗИЛ-130

Разрез главной муфты сцепления и КПП «Москвич-2140»                                                                       Разрез заднего моста автомобиля ГАЗ-53

Разрез заднего моста автомобиля ЗИЛ-130

Разрез заднего моста автомобиля «Москвич-2140»

Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А

Рулевое управление автомобиля ЗИЛ-131

Рулевое управление автомобиля «Москвич-2140»

Средний мост  автомобиля «ЗИЛ-131»

Мотоцикл «Минск»

Детали, узлы и сборочные единицы автомобилей

Модели, макеты и сборочные единицы автомобилей

Комплект дорожных знаков

Комплект дорожных разметок

Светофоры для регулирования дорожного движения

Демонстрационный стол для изучения дорожного движения

Компьютер и мультимедиапроектор

Тренажер автомобиля ЗИЛ-130

Автомобили для учебного вождения ГАЗ-53, ВАЗ-2107, УАЗ-315142

Тракторы ДТ-75М, МТЗ-80

Прицеп 2ПТС-4

Сельскохозяйственные машины

Автодром

Вмесите с тем, сельская школа не может в одиночку реализовать всех потребностей современных школьников по профессиональному самоопределению в полной мере. Для решения данной проблемы, в первую очередь, считаем необходимым установление и развитие социального партнерства с другими субъектами образовательного пространства, задача которого заключается в активизации общественного участия в реализации приоритетных направлений образования на

Начальная профессиональная подготовка по профессии «Тракторист-машинист» в школе сохранена и осуществляется в рамках дополнительного образования по имеющейся у школы лицензии.

Социальным партнером школы по организации профессиональной подготовки учащихся выступает ООО «Нива» и ряд других сельскохозяйственных предприятий района. Со стороны сельхозпредприятий социальное партнерство выражается:

- в выделении школе участка для индивидуальных практических занятий учащихся по управлению сельскохозяйственной техникой;

- в предоставлении базы предприятия для организации производственной практики;

- в проведении профориентационной работы с учащимися в форме экскурсий в цеха хозяйства, где происходит знакомство с различными рабочими специальностями.

Специалисты ООО «Нива» также частые гости в школе. Администрация оказывает помощь школе в обработке земли приусадебного хозяйства, а учащиеся привлекаются к производственному труду на полях предиприятия.

Навыки управления сельскохозяйственной техникой используются, прежде всего при ведении личного подсобного хозяйства, что является значительным социализирующим фактором профессиональной подготовки сельских школьников.

Опыт сотрудничества с партнерами показывает, что развитие социального партнерства ведет к заинтересованности партнеров в общих положительных результатах, учит выстраивать деловые отношения, дает возможность профессионального роста всем партнерам, позволяет обратиться к опыту партнера, обозначить для себя ценное и общезначимое. Социальное партнерство подтверждает известное высказывание «Собраться вместе - это начало, остаться вместе - это прогресс, работать вместе - это успех. Главное, что от этого выигрывают все». 

Учащиеся ежегодно проходят производственную практику на сельскохозяйственных предприятиях. Они за время практики получают много нового: знакомятся новой техникой, управляют ими, приобретают навыки работы, проводят техническое обслуживание и ремонт тракторов и сельскохозяйственной техники.

Ученики активно участвуют на различных школьных и районных мероприятиях. Среди них много чемпионов района по различным видам спорта и призеров олимпиад.    

Среди учащихся классов начального  профессионального образования проводятся различные конкурсы и вечера по специальности.

Учащиеся, успешно завершившие курс обучения и сдавшие квалификационный экзамен, получают свидетельство по профессии «Тракторист-машинист категорий ВСЕF и водитель категорий АВС».

Анализ социализации данных выпускников за последние пять лет показывает, что с техникой и техническими профессиями связывают себя до 29% учащихся: ежегодно поступают на работу в ООО «Нива» от 8 до 10% учащихся, продолжают обучение в ВУЗах- 9 %, колледжах – 9%, ПУ- 5%.

Со дня открытия профессиональных классов в школе получили свидетельства трактористов-машинистов 346 выпускников и свидетельства водителей автотранспортных средств-210.

Радует то, что Министерство образования и молодежной политики всячески поддерживает нашу школу и оказывает всестороннюю помощь. В 2010 году депутат Государственного Совета Чувашской Республик К.С.Мифтахутдинов оказал спонсорскую помощь в организации учебно-воспитательного процесса при подготовке водителей в виде машины УАЗ-315142. Общаясь с учащимися, родителями, учителями, он отметил важность и необходимость развития программы образования данного направления.

С этого же 1996 года начали обучать поваров III и IV разрядов. В первые годы преподавателями кулинарии и мастерами производственного обучения были Смирнова Альбина Геннадьевна и Смолина Олимпиада Анатольевна, ныне Кудряшова Венера Ардальоновна.

На первом году обучения девочки и мальчики получают теоретические знания о технологических процессах механической обработки продуктов и практические умения, навыки по приготовлению несложных первых, вторых, сладких, закусочных блюд и напитков. А на втором году обучения учащиеся приобретают первоначальные знания, умения и навыки, соответствующие профессии «Кулинар», занятия подтверждаются практикой.

По окончании двухгодичного обучения учащиеся сдают экзамены, защищают рефераты и выпускные работы с наглядным показом продукции.

Производственную практику в 10 и 11 классах учащиеся проходят в предприятиях общественного питания Яльчикского района.

Каждый год в школе проходит традиционный праздник кулинарная ярмарка и выставка «Дары осени».

Учащиеся технологического профиля, полностью прошедшие теоретическое и практическое обучение в соответствие с программой, допускаются к сдаче квалификационных экзаменов по изучаемой профессии.

Выпускникам, успешно сдавшим экзамен и защитившим дипломную работу, выдаются свидетельства о присвоении квалификации.

Всего выпущено 130 поваров.

В настоящее время учащиеся профессиональных классов почти готовы к выпускным экзаменам. Многие из них на сегодняшний день готовы сдавать экзамен по основным предметам «Правила дорожного движения» и «Практическое вождение» с первого раза.