Организация профориентационной работы и создание профессионально-ориентированной среды в образовательном учреждении

В одном из интервью с журналистом, будучи еще Президентом Чувашской Республики, Михаил Васильевич Игнатьев подчеркнул. что его поколение выросло и обучалось в то время, когда учитель, может быть, в ущерб собственному свободному времени, своей семье, мог проводить с детьми целый день в школе или в походе. Сегодня, мне хочется констатировать, и ныне школы не без таких творческих учителей. Но практика показывает, таких коллег становится все меньше и меньше. Это факт, на причинах останавливаться  на этот раз не будем.

Воспитание, создание профессионально-ориентированной среды в образовательном учреждении  одна из главных обязанностей педагога на современном этапе российской действительности. Нас не может не радовать, когда мы выпускаем из стен школ юношей и девушек увлеченных, умных, готовых взяться за трудное, значимое дело, и которые переживают за родное село, республику, страну. Их мы называем патриотами, именно они, не другие относятся с глубоким почтением к старшему поколению. Мы, учителя, должны готовить инициативных, рискующих в принятии многих нестандартных решений будущих специалистов, желающих укрепить экономику за счет развития малого и среднего бизнеса. Будет в школах организована профориентационная работа, будет и желанная среда. В эту среду я включаю продвинутую молодежь. Это будет плод кропотливого труда учителей, воспитателей, социальных педагогов, мастеров производственного обучения в сотрудничестве с родителями прежде всего, общественностью.

          Профориентационная работа, на мой взгляд, осуществля­ется в течение всей жизни. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судь­бу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам; у отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некото­рым из них, склонности к определенным видам дея­тельности. Можно констатировать, что перед личностью по­стоянно возникают проблемы, требующие от нее оп­ределения своего отношения к профессиям, принятия решения о выборе про­фессии или ее смене, коррекции карьеры, а иногда анализа собственных профессиональ­ных достижений.

Выбор профессии не может быть процессом стихийным, за­висящим от случайных факторов. Он должен строиться так, чтобы возможности выбирающего профессию соответствовали и соотносились с потребностями общества.  Школа должна организовать профориентационную работу так, чтобы каждый выпускник, как наш министр образования говорит, имел возможность в молодые годы стать налогоплательщиком. Каждый из здесь сидящих должен осознать, что заработная плата каждого учителя зависит от числа налогоплательщиков, то есть наше благосостояние зависит не от главы республики, района, а от того, как мы организовываем свою работу. Во многом свои проблемы мы должны находить в себе.   Согласитесь, основная роль в подготовке молодежи к сознательному и обоснованному выбору профессии принадлежит школе.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» предоставил возможность ученику выбирать вид образовательного учреждения и формы получения образования. Демократические реформы привели к усилению внимания к вопросам профессиональной ориентации в образовательных учреждениях. Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным особенностям человека. Рыночные отношения меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм и ответственность.

В МБОУ «Новошимкусская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики» определены основные задачи профориентационной работы, выработаны принципы. Важно помнить, что профориентационная работа в школе при­носит пользу только тогда, когда к профориентационной работе при­влечён весь коллектив школы.

Всю работу  по профориентации с обучающимися  мы разделили на этапы.

Сущ­ность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнооб­разных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонно­сти и способности. Склонность развивается в процессе деятельно­сти, а профессиональные знания успешно накапливаются при нали­чии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Потребность личности в профессиональном самоопределении становится стержневой в ранней юности. В  нашей школе, как и во всех школах района, для учащихся 9-х классов с 2006 года проводится предпрофильная подготовка «В мире профессии». Ежегодно классные руководители 9-х классов работают над формированием положительных позитивных отношений к учебному и физическому труду; учат разбираться в содержании профессиональной дея­тельности; учат соотносить требования, предъявляемые профессией, с  индивидуальными качествами; анализировать свои  возможности  и  способности, сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возмож­ностей своей личности.

Вместе с учителями-предметниками и руководителями кружков и факультативов  выявляют интересы, склонности и способности учащихся; стимулируют познавательную активность; формируют общие и специальные способности, ценностные ориентации, профессионально важные качества.

Профессиональное самоопределение учащихся зависит не только от успешной систематической работы школы в этом направлении, но и от воспитания в семье. Однако влияние родителей на выбор профессии не всегда бывает положитель­ным, потому что многие из них не имеют достаточно ясных представлений об интересах, склонностях, способностях своих детей и особенностях избираемых профессий.

Сложившиеся практика такова, что любящие родители часто бросаются в две крайности:

1. Пытаются принимать решения вместо своего ребенка.

2. Самоустраняются, снимая с себя любую ответственность (кроме «одеть» и «накормить»).

И здесь школа призвана прийти родителям на помощь. Педагогическое просвещение родителей занимает одно из ведущих мест в деятельности нашей школы. Однако только просвещение родителей, даже хорошо поставленное, еще не дает желаемого эффекта, если они не привлекаются к активной деятельности по профориентации. Участие родителей в профориентационной работе значительно расширяет возможности школы в ознакомлении учащихся с профессиями, с современным производством.

Дорогие коллеги, наша школа старается не терять свое призвание -   быть хранительницей села. Здесь с далекого 1976 года готовят трактористов-машинистов категорий ВСДЕF. Сегодня на полях многих сельхозпредприятий работают выпускники нашей школы, об их работах положительно отзываются руководители хозяйств и это нас не может не радовать. Экзамены как внутренние, так и внешние организуют и  принимают высококвалифицированные специалисты: ведущие специалисты ростехнадзора южных районов Чувашии, свои специалисты: преподаватель, мастер производственного обучения Курчин В.Н. и Мартышкин А.Г. С 1996 года школа готовит водителей автотранспортных средств категорий BC. Только за период с 2010 по 2015 год на руки 86 юношей и девушек получили документы на право работы  в производственных предприятиях, сферах услуг. Это учащиеся технологического профиля. Для обучения вождению имеются колесные и гусеничные тракторы, легковые и грузовые автомобили, прицеп, на договорной основе пользуемся современными техническими средствами к/х «Нива», ООО «Риф», автошкол ДОСААФ Яльчикского и Батыревского районов.

  Только в прошлом 2014-2015 учебном году проделано немало работ, чтобы соответствовать требованиям по подготовке водителей автотранспортных средств. Нововведения в подготовке водителей  не дают нам спокойно жить. Пришлось пересмотреть полностью  программы подготовки водителей по категориям, они согласованы с ГИБДД МВД по Чувашской Республике, приведены в соответствие с требованиями технические средства и другие принадлежности. Грузовой вариант транспортного средства  оснащен тахографом, практические занятия ведутся с использованием прицепа, к занятиям по психологии, оказанию первой медицинской помощи привлекаем специалистов-универсалов с высшим образованием. Практические занятия первого этапа  по вождению  обучающиеся проходят согласно договору об аренде на специально оборудованной закрытой площадке в селе Батырево, находящейся под введением частного предпринимателя Федорова Николая Николаевича, второй этап осуществляется на определенных, утвержденных маршрутах малым и большим интенсивными движениями с охватом асфальтных дорог Яльчикского, Комсомольского, Батыревского районов.

 В конце 2014-2015 учебного года на внешнем экзамене с теоретической частью с первого раза успешно справились 71,4 % обучающихся, со второго раза 100 %, с практической частью, это нас радует, справились все. Для того, чтобы человек не терялся, мог себе найти место работы и выживал, твердо стоял на ногах, ученые говорят, жизнь это подтверждает, он должен овладеть и в совершенстве знать не менее 15 специальностей, профессий. Думаю, водитель автотранспортных средств, тракторист мало где пропадет, он не будет манкуртом.

 Пользуясь случаем, хочу выразить слова благодарности руководителям республики, района, депутату Госсовета Чувашии Мифтахутдинову Кияметдину Садыртдиновичу,  работникам отдела лицензирования министерства образования и молодежной политики, работникам аппарата ГИБДД по Чувашской Республики, отдела образования и молодежной политики администрации Яльчикского района. Много раз мы за помощью обращались к вышеназванным ответственным лицам, не помню, когда они в чем-то отказывали. Спасибо, всем вам!

Обучение  старшеклассников по индивидуальным учебным планам позволяет в полной мере удовлетворить все запросы учащихся для  продолжения дальнейшего  обучения по выбранному профилю (таблица №1).  За последние 3 года наблюдается повышение процента поступления  учащихся в высшие учебные заведения и положительная динамика поступления выпускников школы в учебные заведения по своему профилю. Выпускники технологического профиля продолжают обучение по инженерным специальностям, некоторые трудоустраиваются по полученной профессии тракториста и водителя.

В 2013 , 2014, 2015 годах для учащихся   11  профильных классов проводилось анкетирование «Готовность к выбору профессии» (таблица №2). Итоги анкетирования показывают, что наблюдается положительная динамика готовности к выбору профессии учащихся 11 классов.

Об эффективности профориентационной работы в школе судят по показателям поступления в учебные заведения. Анализ показывает стабильность поступлений наших выпускников в ЧГУ им. И.Н. Ульянова, ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, ЧГСХА, техникумы, колледжи республики. Раньше выпускники старались поступать на экономические, юридические факультеты, в последние годы все чаще и чаще поступают на инженерные, медицинские, педагогические вузы. Но особенно важным показателем является дальнейшее трудоустройство  и социализация молодых людей в нашем высокотехнологическом и конкурентном мире.

Из уст временно исполняющего обязанности Главы республики услышишь, что у Чувашии нет ни нефти, ни газа и в земле не найти нам и золота, и алмаз, но есть у нас интеллектуально развитый народ.  Согласитесь, многие наши выпускники всю свою  силу, энергию, знания вкладывают в развитие нашей Республики, становятся ведущими специалистами.

 На мой взгляд, миссия  учителя такая – готовить продвинутую молодежь для любимой страны, республики, района, села, чтобы она своевременно могла социализироваться. А когда она, действительно, такая, и  тогда мы, учителя, можем действительно гордиться  своей избранной профессией, т. к., мне кажется преуспевающий воспитанник   заменит и нефть, и газ, даже золото и алмаз. И только тогда такие учителя могут представить, что и они живут в богатой природными ресурсами республике, аналогичной Татарии, Башкирии.

Сейчас наступило время крупных многопрофильных образовательных комплексов, которые дают образование в любом направлении по выбору ребенка, его семьи. Конечно, наша школа не такая большая и не без проблем, чтобы конкурировать с огромными комплексами, поэтому единственный путь, который у нас есть,- индивидуальная работа с учащимися по раскрытию их способностей и возможностей. Чтобы стабильно оставаться на уровне, надо очень быстро бежать, потому что бегут и другие.

Спасибо за внимание!