Методы достижения метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС ООО

          «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»,- сказал  Конфуций. Но лишь то старое, что доказало свою жизненную ценность, -добавлю от себя. В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах образования, включающая в себя компетентностный подход в обучении. Вы все, наверное, знаете о ключевых  компетенциях , которые мы должны воспитать в учащихся.
Понятие метапредметности вошло в Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Метапредметные образовательные результаты учеников теперь предлагается обеспечивать, проверять и оценивать каждому учителю, начиная с начальной школы. Но как это делать, стандарты не сообщают. Что такое метапредметные образовательные результаты и как они связаны с учебными предметами, из текста стандартов также неясно. Как учителю обеспечивать метапредметные результаты при изучении математики, русского языка, биологии, истории, физкультуры и других учебных предметов? Попробуем в этом разобраться…
Метапредметный  подход позволяет формировать целостное мировоззрение, взаимосвязь нескольких предметов. Поскольку именно человек является основным субъектом своего образования, то  и смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру. Связь внутреннего и внешнего в человеке обеспечивается через деятельность. В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования.
В основе метапредметности, на мой взгляд, лежат и другие  принципы:
-интеграция знаний по предметам;
- упор на профилирующие предметы;
- способность к самоанализу, самодиагностике, так называемой рефлексии.
-социализация личности (все мы знаем примеры, когда выпускник, хорошо и отлично отучившийся в средней школе не нашёл  применения своим знаниям и умениям в реальной жизни), а подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.
Правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. 
Например, в рамках метапредмета «Знак» у школьников формируется способность схематизации. Изучая метапредмет «Проблема», школьники учатся обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем. На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения.
Как же грамотно спроектировать метапредметное учебное занятие?
·         Знать новые подходы: (компетентностный, метапредметный)
·         Знать структуру педагогического процесса
·         Знать дидактическую структуру учебного занятия
Для сравнения традиционного подхода с метапредметным при подготовке учебного занятия приведу в качестве примера сравнительные таблицы
 

Традиционное учебное занятие
Метапредметное учебное занятие
1.   Содержание учебного материала
2.   Цели и задачи учебного занятия
3.   Форма организации познавательной деятельности
4.   Методы обучения
5.   Вспомогательные дидактические средства
6.   Контроль
 
1.   Личность
2.   Целеполагание
3.   Содержание учебного материала
4.   Форма организации познавательной деятельности
5.   Методы обучения
6.   Дидактические средства
7.   Рефлексия ученика по отношению к полученному знанию (а не к учителю)

Метапредметные результаты освоения ООП(основные образовательные программы) общего среднего образования должны отражать:
·         овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям (в системе предметов)
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах( в рамках мною преподаваемых предметов)
Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Современному школьнику сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где даны культурные образцы. Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора, совесть, ответственность. Использование метапредметной технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное произведение, выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода, ответственность.
Так, например, проблемный урок: «Свобода в творчестве А. С. Пушкина»
Это тема урока литературы, где свобода – одна из основных философских категорий. Свобода для Пушкина - это, прежде всего личная свобода и независимость. Это свобода выбора профессии, занятий, свобода от разного рода предрассудков. Это и свобода мысли: в отношении к искусству, к религиозным убеждениям, к взаимоотношениям с людьми. Поэт всегда отстаивал свободу творчества. Он не мог писать в угоду.
Свобода (из курса обществознание)  – важнейшая общечеловеческая ценность, связанная с выбором, ограниченная правами других людей, закрепленных в законах, нормах морали и традициях. Свободное общество – общество, где нет слежки за личностью, нет ограничений для самоопределения, самовыражения, самореализации, деятельность которого направлена на создание совместных благ. В данном случае мы видим, как тесно переплетается тема занятия с курсом обществознания,  где на основе анализа отрывков из произведений «Цыгане» и «Капитанская дочка» выстраивается «свобода» в понимании Алеко и Гринева, которая приобретает разный смысл.
 Механизмом развития метадеятельности может стать система инновационных творческих проектов. При их создании у учеников формируются понятия, факты, идеи, законы, общие для всех наук, развивается способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения, появляется привычка мыслить и действовать в соответствии с принципами метапредметности, то есть происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности.  
Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом . Это составление деревьев понятий, кластеров,   приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема).
В практике образования учащихся используются метапредметные технологии, включенные в предметное преподавание, что преобразует сами учебные предметы и педагогический стиль:
Интерактивная методика.
Личностно–ориентированные технологии обучения.
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
Применение метода проектов имеет большие преимущества.
Во-первых, выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, и к электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей информационной культурой в целом.
Во-вторых, развиваются творческие способности обучающихся.
В-третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования.
В-четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы, ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности. Это создает возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому учащемуся собственную траекторию обучения и самообучения, а также дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
При изучении сквозной темы «маленького человека» или «образ лишнего человека» в русской литературе мы ориентируем школьников на определения классиков русской критики и поощряем хорошей оценкой того ученика, что даст точное определение по Добролюбову, или Писареву, или Белинскому. В метапредметном ракурсе, думаю, вообще не стоит знакомить обучающихся с критическими статьями и навязывать избитые хрестоматийные понятия.
Понятно, что для преподавания метапредметов мы пока не готовы, но включать в обычные предметные уроки метаподход можно и нужно. Еще одна важная вещь, которую дает метапредметное преподавание, – это мировоззрение, которое начинает затрагивать самого педагога. Любой современный педагог-предметник должен быть еще хотя бы немножко полипредметником, метапредметником. Стать компетентным в своей профессии, то есть повысить свое профессиональное мастерство, учителю помогают различные образовательные технологии. И если с традиционными, игровыми , тестовыми технологиями в основном мы знакомы хорошо, то о модульно-блочных, интегральных, технологии опорных сигналов, технологии адаптивной системы обучения имеем смутное представление. В современных условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известногоИ, конечно же, чему бы мы, педагоги не учили, нужно помнить о воспитательной основе знаний. Моё твёрдое убеждение состоит в том, что знания должны , в первую очередь, питать душу ребёнка, а лишь потом- его голову.
 
НА учителя  русского языка и литературы  возлагается большая ответственность.  Во-первых, мы  чаще заходим в класс, проводим  больше уроков.  Во-вторых, сам предмет  является базовым, формирующим личность.  Этим была вызвана  потребность работать  над  проблемой  формирования  позитивной культурной  идентичности,  основными  характеристиками которой   являются  знание культуры своего   народа,  что ведет  к позитивному   восприятию себя  как части культуры, к толерантному   отношению  к другим культурам.
За основу  мы берем  принципы  проблемного  обучения.    Таким образом,  и урок или внеурочная деятельность   строятся по   схеме:  обнаружение и  постановка проблемы – поиск способов и средств   ее решения – решение проблемы- рефлексия способов решения.
Контроль знаний является одним из основных элементов оценки  качества образования.  Педагоги  ежедневно  контролируют учебную деятельность своих учеников путем устных опросов во время занятий и путем оценки различных письменных работ. Сегодня в качестве альтернативных методов балльной оценки используют тестирование, рейтинговые системы оценки качества знаний, мониторинг качества, учебные портфолио.
    На уроках русского языка предметом тестового контроля чаще всего является орфография, пунктуация, культура речи.  Знание языка — это, во-первых, грамотное письмо и, во-вторых, грамотная речь. Однако считается целесообразным расширить круг действия тестового контроля и, используя его как один из элементов преподавания русского языка, охватить практически все темы курса, применяя тестовый контроль на разных этапах уроков. Поэтому, кроме традиционных заданий по орфографии и пунктуации, можно вводить задания по составу слова, морфологии и синтаксису.
Критерии оценки метапредметных результатов по литературе таковы:
1.         Умение работать с информацией разного типа: поиск, анализ, включение в деятельность.
2.         Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.
3.         Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность: планировать, реализовывать, оценивать.
4.         Умение формулировать проблемы, задачи. Структурировать материал, подбирать аргументы, выделять причин следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.
5.         Уметь формулировать проблему, создавать проблемную ситуацию, аргументировать актуальность проблемы, а также умение:
          видеть проблему;
          ставить вопросы;
          выдвигать гипотезу;
          структурировать текст;
          работать с тропами;
          наблюдать за развитием авторского замысла;
          проводить эксперимент;
          делать выводы и умозаключения;
          классифицировать.
6.         Умение давать определение литературно-теоретическим понятиям.
7.         Умение включать в собственную учебную деятельность разные приемы смыслового чтения.
8.         Умение организовывать совместную учебную деятельность, работать в группе, находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации.
9.         Умение включать в свою деятельность ИКТ.
Какие метапредметные результаты должны быть сформированы у учащихся педагогическим коллективом, перечислим ниже:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Как сценировать и проводить учебное «метапредметное» занятие?
Главным в деятельности учителя должно стать изменение в постановке целей традиционного урока.
Требования к сценарию учебного занятия
1. Методическое обоснование темы урока: ступень общего образования,  уровень филологического образования, класс, место в учебной теме (тематическом блоке), актуальность, связь с обязательным минимумом содержания образования.
2. Развёрнутая целевая установка урока: обоснование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока, опора на ценностные ориентиры Федерального компонента государственных образовательных стандартов по русскому языку, соответствие цели конкретной теме и моделируемой педагогической ситуации
3. План изучения новой темы: формулировки пунктов плана охватывают содержание материалов выбранной вами темы, их названия носят проблемный характер, стимулируют познавательный интерес учащихся к новой теме, подразумевают деятельностный подход к изучению темы.
4. Система вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся
        5. Познавательные задания и критерии их проверки.
        6. Трёхкомпонентная система закрытых и открытых заданий, аналогичных заданиям ЕГЭ
7. Интеграция содержания учебной темы с региональным (национально-региональным) компонентом содержания филолгического образования
8. Вопросы и задания для обобщающей дискуссии.
 Подводя итог сказанному, нужно отметить, что метапредметное обучение - это реальная возможность повысить качество образования, разнообразить его содержание.            Спасибо за внимание!