Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся определены как задачи первостепенной важности в формировании личности обучающегося. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами важной педагогической задачей является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.
«Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества» - говорил Теодор Рузвельт. Считаю, что любой учебный предмет должен способствовать воспитанию человека, и математика с информатикой в том числе. Поэтому на каждом уроке необходимо уделять внимание вопросам формирования духовно-нравственных качеств обучающихся. Причем, можно делать это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.
Но чтобы заложить в души учеников высокие нравственные принципы, учителю нужны не только теоретические знания. Сама его жизнь должна быть построена на тех же принципах. Поэтому учитель должен быть высокого уровня педагогической культуры: уметь сочетать требовательность и уважение к личности ученика, любовь к детям и профессии, гуманность, педагогический такт, самокритичность, справедливость, ответственность, самообладание и самоконтроль.
В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно- нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно- нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи и других институтов общества. Эти направления определила и я в своей работе
Считается, что духовно-нравственное воспитание легко решать на уроках, связанных с гуманитарными науками и гораздо труднее на уроках естествознания. Однако математика с информатикой являются не просто областью знаний, но прежде всего существенным элементом общей культуры, языком научного восприятия мира. Урок математики и информатики – место разнообразных коллективных действий, переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На этих уроках дети приучаются к самостоятельной работе, приучаются соотносить свои действия и действия других, слушать, понимать товарища, сопоставлять свои знания со знаниями остальных, отстаивать мнения, помогать другим и самому принимать помощь, учатся радоваться успехам товарища и стойко переносить собственные неудачи. Вопросы и задания, содержащиеся в учебниках математики, помогают учащимся осознавать ценность человеческой жизни, знакомиться с национальными ценностями и национальными духовными традициями.
Для формирования духовно-нравственных качеств на уроках математики и информатики использую следующие приемы:
· воспитание моральных качеств учащихся на основе личностных отношений;
· введение в контекст урока исторических фактов из жизни ученых- математиков;
· использование высказываний выдающихся ученых: педагогов, математиков, философов и других;
· использование интересных фактов, решение задач с практическим содержанием.
Например, интересные факты из жизни М. Ломоносова (история его образования), Лейбница (в 15 лет он стал студентом университета), Л. Эйлера (в 16 лет получил ученую степень), нашего просветителя И.Я.Яковлева, Г.Н Волкова, А.Г. Николаева показывают учащимся необходимость много работать над своим образованием, чтобы добиться результатов.
На каждом уроке стараюсь использовать разнообразные высказывания выдающихся людей – своеобразный девиз на урок. Вот некоторые из них: «Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность» Б. Шоу. «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» Я. А. Коменский
Не только уроки математики и информатики способствуют формированию духовных качеств учащихся, но и внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации – это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе. Она способствует реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования. Её преимущества: предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.
В 5 классе внеурочная деятельность ведется. Она направлена на создание условий для формирования у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения, стремления прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается, оценки своих знаний, умений, достоинств и недостатков характера, поступков и отношений с другими людьми. Вся воспитательная работа построена на 7 заповедях И.Я. Яковлева. Проводится работа и с родителями, где тоже затрагиваются вопросы духовно-нравственного воспитания детей.
Результативность работы по формированию духовно - нравственных качеств оценить бывает довольно сложно. Тем не менее, такая работа проводится. По тому, как дети ведут себя во время уроков, во время проведения общих дел, каких-либо событий в классе, на переменах и после уроков, пришла к выводу, что еще очень много нужно сделать мне, как учителю и классному руководителю, родителям, чтобы воспитать в детях нравственные чувства, вести их к подлинной духовности.
Завершить свое выступление я хочу притчей:
После шторма шел старик по берегу моря и увидел как мальчик спасает морские звезды, выброшенные штормом на берег. Старик сказал: «Твоя работа не имеет смысла. Ты не сможешь спасти всех». На что мальчик ответил: «Моя работа имеет смысл вот для этой звезды». И бросил очередную морскую звезду в море.
Считаю, что моя работа имеет смысл, если хотя бы один мой ученик сделает доброе дело, поможет прохожему на улице, скажет доброе слово своему однокласснику.