В настоящее время стало очевидным, что приоритетным направлением в процессе образования и воспитания стал нравственный аспект. Моральное формирование ребенка начинается задолго до школы. Но только в школе он встречается с такой четкой и развернутой системой моральных требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Именно школа сегодня в силу необходимости является одним из главных центров духовно - нравственного развития и воспитания детей.
«Воспитание в школе должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в которой единственно возможно присвоение (а не просто узнавание) детьми ценностей». При этом воспитание принципиально не может быть локализовано или сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, коммуникативную, спортивную и др.) деятельность. Духовно – нравственное развитие личности – это формирование способности человека оценивать и использовать применять на практике моральные нормы.
Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Нельзя забывать, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. А помогать ему надо, прежде всего, в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, и тогда ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. Л. Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра. Одна из задач духовно - нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка. Поэтому важно изучить способы организации нравственного воспитания (формы, методы и приемы).
Огромная роль воспитания нравственности принадлежит учителю на уроках русского языка и литературного чтения. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеем богатейшей материал для воспитания. Если обратиться к программам по литературному чтению, каждое произведение любого исторического периода поднимает, прежде всего, нравственные проблемы. Чтобы не прервать эту духовно - нравственную воспитательную линию, сохранить преемственность в изучении различных произведений, важно выстроить своеобразную программу воспитания высоких нравственных и патриотических качеств через изучение рекомендованных произведений, в том числе и на уроках внеклассного чтения.
Прославление лучших качеств человека в сказке «Царевна-лягушка». Душевная красота царевны, жестокость и предательство царицы в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина (4 класс), обличение коварства и предательства, осуждение зависти и жадности в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». Сердечность и отзывчивость Варюши в сказке К. Г. Паустовского «Стальное колечко». Тема всепобеждающей доброты в сказках Ш. Перро, осуждение черствости, бездушия и эгоизма в образе Улыпа в сказке О.Уайльда «Хаяр Улăп».
Приоритетная цель кружка «Юный художник»—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
В начальных классах требуются специальные приемы, чтобы дети смогли осознать учебную задачу и как общую, и как относящуюся лично к ним.
Организация учебного процесса, формы оценки знаний, оценочные суждения, характеризующие отношения школьников к учению и своим товарищам, у учителя направлены на то, чтобы сильные стороны каждого ученика были осознаны им самим и его товарищами. Это создает благоприятное эмоциональное состояние школьника в коллективе, что является одним из условий его успешного духовно - нравственного развития. В процессе духовно - нравственного воспитания использую различные виды и формы работы:
- тематические классные часы по нравственной тематике;
- организация циклов бесед "Уроки нравственности";
- сюрпризы, конкурсы;
- читательские конференции;
Также использую такие формы, как:
- игры- викторины;
- игровые формы на уроках с элементами художественного рассказывания;
- уроки-путешествия;
- работу с пословицами и стихами.
Чувашский язык, как учебный предмет, несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения целей в содержании чувашского (и русского) языка можно использовать такой материал, как "Общие сведения о языке”, «Как устроен наш язык», дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др.
Для того, чтобы помочь ученикам осмыслить, осознать сущность любого нравственного понятия, необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы», «Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими, близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например: сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть, благородство, стыд, обязательность, порядочность, угрызение совести и т.д. Однако вряд ли можно найти человека, которому присущи только положительные качества, поэтому при объяснении учащимся ценностей личности, которые являются наиболее значимыми, делают человека человеком, следует раскрывать и негативные стороны, объяснять, как их изживать.
На практике ученик не только должен усвоить нравственные нормы, но и осознать их ценность через свой практический опыт.
Наша главная задача - это общение с детьми, стремление к диалогу, желание найти альтернативный выход, всегда быть терпимыми и вежливыми. Человек – это целый мир, океан, вселенная, в котором бушуют радости, переживания, огорчения... И роль педагога в становлении духовно-нравственных ценностей у ребёнка, имеет основное значение.
В результате проделанной работы можно выделить следующие личностные качества педагога, которые представляются самыми главными:
-Любить детей такими, какие они есть. Надо одинаково любить и шалуна, и послушного, и сообразительного, и тугодума, и ленивого, и прилежного. Доброта и любовь к детям не позволят грубо обращаться с ними, ущемлять их самолюбие и достоинство.
-Уметь понимать детей, то есть стать на их позицию, принимать их заботы и дела как серьезные и считаться с ними. К этим заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение.
-Педагогу должно быть присуще все лучшее, что людям нравится в человеке: и улыбка, и строгость, и сдержанность, и скромность, и чуткость, и искренность, и интеллигентность, и общительность, и любовь к жизни.
Стремиться быть таким для педагога очень важно. Он – посредник между ребенком и духовными ценностями прошлых и современных поколений. Эти ценности, знания, морально-этические нормы не доходят до детей в стерилизованном виде, а несут в себе личностные черты учителя, его оценки. Педагог, приобщая детей к знаниям, одновременно передает им свой характер, предстает перед ними, как образец человечности, формирует его духовный мир. Для ребенка знания не существуют без учителя, только через любовь к своему учителю ребенок входит в мир знаний, осваивает духовно - нравственные ценности общества.