Формирование учебной мотивации школьников. Порфирьева Ф.Ю.

    Формирование учебной мотивации школьников - важное средство повышения качества обучения. Это особенно важно в начальной школе, когда еще только формируются и определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. Чтобы формировать у учащихся умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет учиться”, “мог бы прекрасно заниматься, а желания нет”. В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Как же пробудить у ребят желание "напиться" из источника знаний? В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?

Готовясь к урокам, на которых учащиеся получают новые знания, стараюсь пробудить в них активное восприятие. Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы, которые применяю на уроке.

Чтобы учение стало интересным, занимательным я использую игры. Много лет я работала над проблемой «Игра — одно из средств активизации познавательных интересов детей». Считаю, что игра помогает делать урок живым, а общение искренним, дойти до ума и сердца каждого ребенка вызвать творческий интерес к предмету.

При изучении сложения и вычитания чисел в пределах 100 стремлюсь на уроке отвести 5—10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление учащихся. Для этого предлагаю: примеры с окошками и пропущенными знаками действий; сравнить числа и выражения; определить, по какому правилу записан ряд чисел, и продолжить его; найти и исправить ошибки в решении примеров; не решая пример, прикинуть возможный ответ (из трех данных) и обосновать свой выбор и т.п. Этому виду учебной деятельности я отвожу особую роль на уроке, ведь, как заметил А.Франс: «Учиться можно только весело... Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом».

Для формирования устойчивого интереса к учебной деятельности  я использую различные формы нетрадиционных уроков. Это уроки-соревнования (конкурсы, викторины, КВН и т.д.), уроки, основанные на фантазии (урок-сказка), и уроки-путешествия (заочная экскурсия, прогулки).

 Формирование учебной мотивации  – процесс сложный и длительный, осуществляемый в совместной работе учителя с младшими школьниками. Я стараюсь строить процесс обучения так, чтобы школьник был равноправным его участником. При этом руководящая роль учителя скрыта от ученика. А ведущими методами обучения становятся совместные обсуждения, размышления, поиск, открытия. «Субъективный» характер обучения проявляется на всех его этапах: получения и систематизация знаний, контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.  

Такое построение обучения формирует учебно-познавательные мотивы, которые начинают влиять на процесс и результат деятельности. Появляется заинтересованность ученика и создаётся возможность поддержки его индивидуальности. Ученик получает право на инициативность, самостоятельность, индивидуальный поиск и творчество.

Я считаю, что учителю можно нести детям только то, что интересно ему самому.  В процессе работы я заметила: чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения. 

При  проведении  уроков  я использую    мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. К.Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи.

Урок – презентация обеспечивает получение большего объёма информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду. С помощью мультимедийных презентаций легко акцентировать внимание обучающихся на значимых моментах излагаемой информации.

Использование ИКТ на уроках позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц в презентации позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Задания с последующей проверкой активизируют внимание учащихся, формируют орфографическую зоркость. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов делают урок интересным.

Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства.  Организую на уроках литературы, развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.

На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы, электронные тренажеры («Отличник»,   «Фраза», «Техника чтения»), с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.

А также своей работе применяю готовые  видеоуроки. Уроки проходят гораздо интереснее, и повышает работоспособность детей на уроке. По видеоурокам легко затем проводить опросы, так как материал усваивается легко.  Такая форма разнообразит работу на уроке. Задания интересные, для детей понятные.

Особое место в системе творческого развития занимает сочинение. Наиболее благоприятным материалом для творческих сочинений являются наблюдения за природой и окружающей жизнью. Дети очень тонко чувствуют и  понимают язык природы. Чтобы научить видеть различия, сравнивать, выделять существенные признаки, изменения в природе, замечать красоту времён года, можно водить детей на одно и то же место для наблюдений. Так появятся “Зимняя сказка”, “Майский лес”, “Красавица Осень”. Вот сочинение второклассницы: “ Красиво в лесу весной. Природа просыпается после долгого сна. Оживает каждое дерево. Пробивается трава – мурава. На деревьях появляются клейкие листочки. Почуяв тепло, выползают жуки, букашки. Они вылезают из своих домиков и греются на солнышке, подставляя ему то спинки, то лапки”. Сочинение написано ярко, правдиво. Видно, что ребёнку это творчество доставляет радость.

Школьники младшего возраста любят мечтать и играть, разгадывать загадки, раскрывать тайны. Они стремятся к приключениям.  Большую ценность представляют загадки. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума. Загадка – это иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления

Интерактивные формы изучения школьных предметов обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность  и приветствуются учениками. Вот Учи.ру — это онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. И вот мы уже второй  год участвуем в онлайн-олимпиадах и ученики видят результат своего труда. Этот результат мотивирует  интерес к изучаемому предмету. При выполнении  заданий (пускай с помощью родителей, взрослых) ученики заполняют пробелы в знаниях, повышают уровень познания, расширяют кругозор. У них появляется желание еще и еще раз  участвовать таких в олимпиадах. То есть изучать этот предмет поглубже.

В заключении хочется отметить, ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью, но и школу, и ее методы обучения.

Я считаю, что основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять самого себя, найти самого себя, чтобы в конечном итоге – стать Человеком, хотя бы захотеть победить в себе негативное и  развить позитивное.