Николаева Т.В. Активизация учащихся на получение глубоких и прочных знаний – одно из главных требований к педагогической деятельности учителя

            Активизация учащихся на получение глубоких и прочных знаний-одно из главных требований к педагогической деятельности учителя
 
                                       Николаева Т.В, учитель        математики МБОУ "Новошимкусская СОШ Яльчикского района Чувашской Республики"
 
           Что главнее всего для человека? «Здоровье» - не задумываясь, скажет каждый, а еще хочется добавить «Мысль», умение мыслить. Получение глубоких и прочных знаний зависит от успешного протекания мыслительного процесса учащегося. Таким образом, задача учителя сводится к формированию активной мыслительной деятельности. Высокая активная мыслительная деятельность достигается только тогда, когда у ученика есть интерес к тому, что он делает. Перед учителем возникает проблема: как с разумными затратами сил и времени вооружать учащихся глубокими и прочными знаниями, твердыми навыками и умениями, как побуждать и поддерживать у них интерес и стремление к знаниям. Никакие методы не помогут школьнику учиться, если не будет у него интереса к знаниям. А интерес этот приходится искать на уроках, во внеклассное время, на лекционных и лабораторных занятиях, в творческих дискуссиях, в чтении художественной и научной литературы. Основная форма организации обучения – это урок. Умение увлечь, активизировать учащихся на уроке – это педагогическое мастерство, к которому мы стремимся в своей деятельности, и это одно из главных требований к педагогической деятельности учителя. Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому нужно организовать работу на каждом уроке так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика.
      Качество обучения – это, прежде всего качество урока. Для достижения эффективности каждого урока необходима тщательная подготовка к нему. Права выбора структуры урока, методов и приемов принадлежит учителю как специалисту, лучше других знающему данный класс, его возможности. Используемые приемы должны работать на активизацию интереса школьников к изучаемому материалу, побуждать их рассуждать, сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, т.е. способствовать развитию у учащихся продуктивного мышления. Сочетание различных форм работы усиливает интерес к предмету, позволяет раскрывать способности каждого ученика, содействуя развитию творческой личности. Устойчивый интерес к предмету можно одержать только тогда, когда работа проводится регулярно, а не от случая к случаю. Стремление учащихся к активной мыслительной деятельности и к новым знаниям особенно возрастает, когда методы и формы обучения разнообразны.
      Существует множество методических приемов активизации учащихся на уроках. Проведение развивающих и познавательных игр – один из таких способов. В начале урока они проводятся для активации внимания учащихся, в конце – для закрепления изученного материала. На уроках математики успешно используются игровые моменты при организации устного счета, при повторении изученных тем в конце четверти. Но чрезмерное увлечение играми на уроках не дает глубоких и прочных знаний. Большой арсенал игр для использования во внеурочное время дает нам телевидение. Это «Счастливый случай», «Поле чудес», «Звездный час».
       Не менее важным при активизации учащихся на получение глубоких и прочных знаний является организация и проведение самостоятельных работ. Выполнение самостоятельных работ приучают школьников к активной деятельности, самостоятельному пополнению и углублению знаний, способствует закреплению навыков.
       Помогает активизировать учащихся при проверке усвоения изученного материала диктанты с самопроверкой или с взаимопроверкой. На уроках математики диктанты я провожу вместо обычного опроса. Разница между обычным опросом и диктантом, мне кажется, огромная: там отвечает лишь вызванный, здесь – все, что способствует получению глубоких и прочных знаний.
      Для активизации учащихся на получение глубоких и прочных знаний можно использовать еще много разнообразных приемов – это работа с книгой, лекция, тестирование и т.д. Важным условием эффективности урока является обеспечение наглядности обучения. При этом средства наглядности должны отбираться не по максимуму их использования, а действительно необходимые. И очень важное условие – нельзя превращать обучение в развлекательные мероприятия.
     Какой бы метод обучения мы не избрали, наша работа должна быть направлена на получение учащимися глубоких и прочных знаний. Мы должны научить детей мыслить и вызвать у них желание учиться. В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека как никогда требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как способность ориентироваться, быстро и безошибочно принимать решения. Но в последнее время приходится наблюдать печальную картину постепенного снижения уровня знаний учеников. В чем же причина этого явления? Может, мы, учителя, виноваты – плохо учим? Но ведь в школе есть прекрасные учителя, талантливые, старательные. Но и в старые времена, мне кажется, были учителя разные. Значит, не в этом главная причина ухудшения знаний учеников. Характер обучения не изменился. Вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями – было и остается главной задачей педагога. Как говорил замечательный педагог Сухомлинский: « Ум, способный к успешному овладению знаниями зависит от характера обучения  и от среды, в которой находится ребенок». И среда, в котором находится сегодняшний ученик заставляет ему задуматься: «Зачем учиться, если корочку высшего образования можно получить на рынке». Зачем нынешнему бизнесмену, коммерсанту знать решения тригонометрических уравнений и неравенств, скажем.
     Заинтересовать учащихся учебой очень трудно. На уроках математики не всегда решаются жизненно важные проблемы. Но, я стараюсь довести до учащихся одну из очень умных высказываний «Математика -  ум в порядок приводит» и «Математика – самый кратчайший путь к самостоятельному мышлению».