Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новошимкусская средняя общеобразовательная школа
Яльчикского
муниципального округа Чувашской Республики»
Конспект - сценарий
чувашского народного
праздника «Акатуй»
(разновозрастной
дошкольный возраст)
Подготовили:
воспитатели Кудряшова В.А., Аверьянова Е.В.
Новые Шимкусы, 2023
Цель: Продолжать знакомить с родной культурой, национальными
обычаями, традициями, подвижными играми, создавать радостное настроение.
Задачи:
-продолжать знакомить детей с обычаями и
традициями чувашского народа;
-вызвать познавательный интерес к
истории праздника;
-ценить чувашские обычаи, традиции
народа.
Предварительная работа: рассматривание чувашской национальной одежды,
иллюстрации чувашских узоров, заучивание стихов, песен, танца.
Ход
развлечения:
Зал украшен вышивками, чувашскими
национальными костюмами.
Звучит чувашская народная песня «Алран
кайми аки-сухи».
Выходят дети и ведущие в чувашских
национальных костюмах.
Ведущий 1:
Чувашия, о край ста тысяч
песен!
Не зря в
тебя поэты влюблены,
Ты жизнь моя,
тревога, озаренье,
Ты Родина Любимая
моя.
Ребёнок:
Славлю я мой край красивый,
Славлю край приволжский милый,
Славлю песни птичьих стай,
Славлю мой чувашский край. (П.Хузанкай)
Ребёнок: Я в
Чувашии живу,
Я Чувашию люблю.
Любит праздник мой народ,
Праздник пляшет и
поет.
Ведущий:
Акатуйĕ кĕр кĕрлет.
Çÿлти хĕвел тĕр тĕрлет.
Тавралăха халь юхтăр юрă
Шăрантăр, вĕçтĕр аякка.
Ребёнок:
Все на акатуй!
К нам на акатуй!
Поспеши, налетай.
Только рот не разевай!
Ведущий:
Мы начинаем наш праздник Акатуй «праздник
плуга» — весенний праздник
чувашей, посвященный земледелию.
На сцену выходит дедушка – Иван мучи: Здравствуйте дети, здравствуйте гости дорогие.
Извините, пожалуйста, а какой праздник вы отмечаете?
Ведущий: Чувашский
праздник АКАТУЙ. Уважаемый старец, а не расскажете нам о празднике
Акатуй. Мы желаем услышать от вас.
Иван мучи:
О-о-о! Об этом празднике я могу рассказывать долго и много. С
удовольствием расскажу. Садитесь по удобнее. Ну, все приселись?
Давным-давно, когда уже не помню, на белом
свете бушевали различные могучие силы. Среди них были и добрые силы, и
нехорошие силы тоже были. Нехорошие силы называли злые силы, добрые – светлые.
Да, много дивного и удивительного было в то время на белом свете. Одной из
удивительных чудес в то время была черная земля. Люди удивлялись: как же
так получается, что из чёрной земли на пустом месте вырастают деревья, травы? И
эту удивительную, волшебную чёрную землю люди называли девушка- Çĕрпике. Ещё
одним из чудес света было необъятное голубое небо. На просторах этого голубого
неба гуляли яркие звёзды, светлоликая луна и ясное солнце. И люди называли это
небо не иначе как небо-батыр – тÿпе каччи. В те давние времена, как и нынче,
природа менялась в зависимости от времён года. Люди замечали: с
приходом весны природа оживала, летом она набирала силы и росла, осенью –
давала плоды и запасалась семенами на следующую весну, а зимой природа умирала
и покрывалась толстым слоем снега. Как раз в это время старый год подходит к
концу и начинается новый год. Когда природа начинает просыпаться, рассуждали
люди в те давние времена, земля и небо заново рождаются, влюбляются и рождают
новый урожай. Вот это явление соединения земли (Çĕрпике) и
неба (тÿпе каччи) в старину люди и называли праздником
Акатуй (свадьба плуга и земли). В это
время сеяли зерно для будущего урожая. Девушка-земля (Çĕрпике) помогала расти урожаю, а
небо-батыр (тÿпе каччи) придавал урожаю силу: ветром обдувал, дождём поливал,
солнцем согревал. Потом из собранного урожая зерна люди пекли хлеб. Хлебу во
все времена посвящали пословицы. Вот некоторые из них: (можно дать ответить детям)
- Главнее хлеба на столе ничего нет
(Çăкăртан асли çук)
- Каков у хлеба, таков и у дела.
- Без отрубей хлеба не бывает.
- Хлеб и соль взаимны.
«Алă çумасăр сăкăр ан тыт» (сăвă)
Ведущий:
Уважаемый Иван мучи, за удивительный ваш рассказ дети хотят преподнести вам
атрибут этого праздника – вышитое полотенце и каравай. Примите,
пожалуйста.
Мальчик и девочка передают Иван мучи
полотенце с караваем с поклоном. Иван мучи им в ответ тоже кланяется. Все
остальные аплодируют.
Иван мучи: Спасибо вам! Будьте счастливы,
растите здоровыми! Ну, пойду я, отдохну. Устал что-то, старый стал. До
следующих встреч! (Уходит)
Ребёнок: Акатуй – это славно!
Это чудно и забавно!
Это шутки, танцы, смех,
Игры, песни и сюрпризы.
Будет весело для всех.
Акатуй веселый, собирай друзей,
Будут шутки, будет смех,
Этот праздник наш для всех.
Ведущий:
Давайте немножко отдохнем и посмотрим чувашский танец «Ларать
Миша».
Ведущий. А
теперь поиграем.
Игра – «Бег с коромыслом».
Забег с ведрами на коромысле. Дети стоят в
двух колоннах. Главное условие игры – добраться до финиша, не уронив ведра.
Участники должны добежать до ориентира с ведрами. Обежав ориентир, вернуться на
линию старта и передать коромысло с ведрами следующему участнику. Побеждает та
команда, которая добежит первым.
Ведущий:
Давайте споем чувашскую песню «Илемлĕ, илемлĕ».
Ведущий: Игры любят все, любят взрослые и дети. Их не просто
сочиняют, чтобы позабавиться. У каждой игры есть смысл. А сейчас игра для самых
сильных и смелых я приготовила игру «Перетяни канат».
Делимся на две команды с одинаковым числом
участников. На земле чертим линию или бросаем ленту. Команды
строятся напротив друг друга на расстоянии 2 – 3 м от черты. По
сигналу ведущего игроки перетягивают соперников на свою сторону.
Ведущий: Ай да молодцы, ребята. Все сильные да ловкие.
Ведущий:
Ну, а теперь немножко все подумаем.
Я вам загадаю загадки:
1. Какой конь землю пашет,
А сена не ест?
(Трактор)
2. Корабль-великан
Не по морю плывет,
Корабль-великан
По земле идет.
Поле пройдёт –
Урожай соберёт.
(Комбайн)
3. Едет конь стальной,
Рычит,
Сзади плуги волочит.
(Трактор)
4. Железный нос
В землю врос,
Роет, копает,
Зеркалом сверкает.
(Плуг)
Игра – «Колечко» («Çĕрĕ хумалла»).
Дети стоят
полукругом. С помощью считалки выбираем сторожа и раздающего
колечко. Игрок, который будет раздавать колечко, берет в руки маленькое
колечко и говорит: «Раздаю колечко». Во время раздачи сторож внимательно наблюдает,
затем называет имя того, кто получил колечко.
Ведущий: Все хорошо играли. Кто же у нас самый
ловкий?
Игра - «Лошадки»
Игра является подражанием взрослым в скачке
на лошадях. Для игры нужны палки (лошадки).
Дети становятся в одну шеренгу у линии
старта, которая чертится на одной стороне площадки. На другой стороне площадки
на расстоянии 15-20 м от линии старта чертится линия финиша. По сигналу
игроки садятся на своих лошадок верхом. Левой рукой держатся за передний конец
палки, а в правой держат веревочку (кнут). Малыши, произнося
чу, бегут к линии финиша.
Правила игры. Без команды нельзя начинать
игру. Во время бега надо стараться не мешать друг другу. На стартовую линию
дети возвращаются после объявления результатов скачки.
Игра – «Бег в мешках»
По сигналу ведущего дети должны быстро
залезть ногами в мешок, и, придерживая его руками возле пояса, допрыгать до
обозначенного места. Обежав его, игрок возвращается, вылезает из мешка и
передаёт его следующему игроку, который повторяет все действия. Во время игры
не допускается падение мешка. Если во время эстафеты участник упал, он может
подняться и продолжить соревнование.
Ведущий: Молодцы! Хорошо мы поиграли. А теперь расскажем
стишки про наш край.
Ребенок: Хвали тебе Чувашия, мой дом.
И
имя, и язык твой – сердцу свято.
Дубравами
и хмелем, и трудом,
И
песнями, и вышивкой богата.
Ребенок: Жива, в узорах древних нити сила
Связавшая
народы в их судьбе
Ты
будешь жить во мне, моя Россия.
Пока
живет Чувашия в тебе.
Ведущий:
Молодцы, ребята. Вот и подошел наш праздник к концу и все
встаем на общий чувашский танец «Шăнкăр - шăнкăр шыв юхать..».
Ведущий:
Край чувашский хорош,
Лучше края не найдешь.
Мы танцуем и поем-
Вот как весело живем!
Дети
берутся за руки и уходят с праздника под чувашскую музыку.