Мотивационная роль семьи и педагогов в формировании ключевых компетенций личности


Порфирьева Ф.Ю., учитель начальных классов

 МБОУ «Новошимкусская СОШ

Яльчикского муниципального округа»

 

Сегодня я хотела бы поговорить о том, как важна мотивационная роль семьи и педагогов в формировании ключевых компетенций личности. В нашем обществе существует множество навыков и умений, которые строят основу успешной жизни и профессиональной деятельности.

Для начала рассмотрим, что такое компетенция и какие из них можно отнести к ключевым. Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности) необходимых для качественной продуктивной деятельности.

К ключевым компетенциям относятся ценностно-смысловые компетенции, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования.

Сегодня успешность человека определяется не столько совокупным объемом знаний, сколько наличием ключевых компетенций и творческих способностей.

Цели образования 21 века, сформированные президентом Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования Жаком Делором:

научиться познавать;

научиться делать;

научиться жить вместе;

научиться жить

Эти цели определили по сути основные глобальные компетентности.

Традиционно цели школьного образования определились набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму. Профессиональным учебным заведениям, производству, семье нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение. А это во многом  зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия «компетентность» и «компетенция», более соответствующие пониманию современных целей образования.

Компетенция «закладывается» в образовательный процесс посредством:

-Технологий;

-Содержания образования;

-Стиля жизни ОУ;

-Типа взаимодействия между преподавателями и обучающимися и между обучающимися.

Педагог может много раз объяснить у доски новую тему и радоваться оттого, что даже двоечник написал контрольную на «3», но не всегда способен задуматься: наскольков жизни этого двоечника важно, то или иное правило, физическое определение или историческая дата.

Доказано, что не все выпускники-отличники, которые стремились только к интеллектуальным вершинам, добились многого. Они трудятся, ответственные исполнители, но не более. Те же, кто вел активную общественную деятельность, совмещал учебу с выступлениями на сцене, занимался спортом, искусством – чаще люди успешные во всем. По утверждению многих бизнесменов, глав предприятий и организаций, сегодня им не важно, насколько прочны знания молодых специалистов, вчерашних школьников, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и устаревают подчас раньше, чем их усваивают люди. Им нужны специалисты, умеющие всю жизнь учиться, самосовершенствоваться и самореализовываться. Современное общество заинтересовано в гражданах, умеющих самостоятельно и активно действовать в любых жизненных ситуациях и адаптироваться к жизненным условиям. Поэтому развитые страны, в том числе и Россия, приступили к реформированию своих систем образования. Отсюда цель образования на современном этапе – обеспечить приобретение человеком культурного опыта, востребованного обществом, то есть готовности и способности молодых людей нести личную ответственность и за собственное благополучие общества.

Педагоги имеют огромное влияние на детей в учебной среде. С их помощью дети учатся не только учебным предметам, но и общению, самоорганизации, адаптации к новым ситуациям. Педагоги могут стимулировать учеников к самостоятельному творчеству, индивидуальному подходу к задачам, а также внимательному и критическому мышлению. Важно, чтобы педагоги создавали атмосферу взаимопонимания, уважения и поддержки в классе, что помогает развитию коммуникативных навыков и умений работать в коллективе.

Педагоги играют важную роль в стимулировании учеников к обучению и развитию. Они должны уметь мотивировать, вдохновлять и заинтересовывать своих учеников, помогая им осознать важность усвоения знаний и навыков для будущего успеха. Педагоги должны создавать стимулирующую учебную среду, где каждый ученик может раскрыть свой потенциал и развить необходимые компетенции.

Педагоги могут создавать интересные и разнообразные учебные ситуации.в которых дети могли бы развивать критическое мышление, решение проблем, творческие способности. они также имеют возможность оказывать индивидуальную поддержку каждому ребенку, выявлять его сильные стороны и помогать, им развиваться.

Рекомендации, которыми необходимо руководствоваться при формировании ключевых компетенций в работе с детьми:

1. Главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.

3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите их учиться.

4. Необходимо чаще использовать вопрос «почему», чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является   обязательным условием развивающего обучения.

5.Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения.

9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.

10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.

11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

12. Поощряйте исследовательскую работу учеников.

Большую роль в формировании ключевых компетенций личности играет и семья. Только семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности.

Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. В семье, где правильно поставлено воспитание детей, родители знают: «Главное не то, кем станут сын или дочь по профессии, а главное, чтобы были они настоящими людьми».  В этих словах выражается забота родителей о нравственном облике своих детей.

Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. В дальнейшем главным воспитателем становится школа, но и тут большое значение имеет влияние родителей. Хорошо, когда школе приходится продолжать воспитание, а не исправлять неправильные представления, сложившиеся в семье.

Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования семьи и школы - одно из условий правильного воспитания детей в семье. Там, где педагог и родитель действует согласованно, лучше осуществлять учебно-воспитательную работу.

Мы (школа и семья) должны, мы обязаны помочь нашим детям разобраться в окружающем мире, в окружающих их людях, наконец, разобраться в самих себе, найти свое место в жизни. Это одно из самых главных условий для воспитания гармонически развитой личности.

И я убеждена, что именно семья и педагоги играют ключевую роль в развитии этих компетенций. Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом и знаниями.